Снова процитирую контр-адмирала Берзина А.С. ака
confound_876:

"На учении "Океан", в апреле-мае 1970 г. подводная лодка К-7 (675 пр.) находилась в автономном плавании на переходе в Восточно-Китайском море на подходах к острову Окинава. Командиром подводной лодки был капитан 2 ранга Хватов Г.А., а старшим на походе – заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Голубев Д.Н., который с первых дней похода запретил командиру использовать эхолот, гидролокатор и радиолокационную станцию. Командир подводной лодки принял решение идти на подходах к проливу у острова Окинава малошумной скоростью, место же уточнять по небесным светилам и иностранным радионавигационным системам. Как потом выяснилось, у командира БЧ-1 были довольно посредственные теоретические знания по радионавигационным системам и мало практического опыта по их использованию. Небо затянула сплошная облачность, исключив возможность использовать светила для уточнения места. Кроме того, командир БЧ-1, из-за своей невнимательности, стал неправильно учитывать течение Куро-Сиво, достигающее в этих местах скорости двух и более узлов. Всё это привело к значительной ошибке в определении места. Подводная лодка шла в подводном положении на остров Окинава. В отсеках услышали скрежет корпуса о грунт. По команде командира капитана 2 ранга Хватова Г.А. подводная лодка всплыла на глубину 40 метров, через десять минут скрежет повторился. После этого подводная лодка всплыла на перископную глубину, командир в перископ увидел прямо по курсу берег острова Окинава, после чего он вывел подводную лодку на чистую воду, определил место. Ошибка места составила сорок миль (74 километра). Комментарии, как говорится, излишни. Отметим только, что всё это произошло при наличии старшего на борту.
На том же учении "Океан", 11 мая 1970 г. подводная лодка К-122 (659т пр.) находилась в автономном плавании на переходе в Восточно-Китайском море.
Командиром подводной лодки был капитан 1 ранга Копьев В.Ф., а старшим на походе – заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.Ф., который приказал командиру подводной лодки произвести замер гидрологии до глубины 240 метров. Капитан 2 ранга Копьев В.Ф. вместе с командиром БЧ-1 произвели оценку района с учётом знания своего места: погружаться на глубину 240 метров было нельзя, т.к. была большая вероятность коснуться грунта. О чём и было доложено капитану 1 ранга Сучкову Л.Ф., который в ответ на доклад заявил: "Вы товарищ Копьев трус, записать в вахтенный журнал: заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. вступил в командование подводной лодкой". После чего капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. приказал погружаться на глубину 240 метров для замера гидрологии. Ещё не достигнув этой глубины, в носовой части раздался срежет – подводная лодка коснулась грунта. Уже в базе из обтекателя гидроакустической станции выгребли кучу камней, которые в дальнейшем использовались как "сувениры из заморских краёв". Самое удивительное, что при расследовании этого случая записи в вахтенном журнале не обнаружили, хотя запись была сделана. Командира подводной лодки капитана 1 ранга Копьева В.Ф., с должности сняли. Комментарии, как говорится, излишни. Отметим только, что всё это произошло при наличии старшего на борту.
В этой же дивизии на одной из подводных лодок 675 проекта при отработке задач боевой подготовки произошло несанкционированное погружение на глубину 305 метров (предельная глубина погружения 300 метров). Командир подводной лодки капитан 2 ранга Шиповников Ю.Ф., командир БЧ-5 капитан 2 ранга Надточий, а старшим на выходе – заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Голубев Д.Н. После погружения на перископную глубину произвели дифферентовку, удерживали глубину по глубиномеру №1 (диапазон 0 – 25 метров). Далее командир дал команду погружаться на глубину 80 метров, боцман отключил глубиномер №1 и стал держать глубину по глубиномеру №2 (диапазон 0 – 160 метров), но не проверил его подключение. Боцман считал его подключённым, кроме того, клапан дросселировал давление, а посему глубиномер с замедлением показывал глубину. Глубиномер № 3 был отключён (диапазон 0 – 400 метров). По глубиномеру №2 подводная лодка очень медленно погружалась, командир увеличил ход, чтобы загнать подводную лодку на глубину 80 метров, подводная лодка всё также медленно погружалась, с концевых отсеков доклады не поступали. И вот с 9 отсека рефрежираторщик доложил, что по его манометру забортной воды давление 35 атмосфер. Только тогда в центральном посту очнулись и начали действовать. Всё обошлось. Командира подводной лодки и командира БЧ-5 сняли. По флоту была разработана инструкция по использованию глубиномеров, соответствующая маркировка и надписи.
Комментарии, как говорится, излишни. Отметим только, что всё это произошло при наличии старшего на борту.
И что же? В 1983 году утонула подводная лодка К-429, одна из причин – это было отключение глубиномера центрального поста при погружении!!!
14 июня 1973 г. подводная лодка К-56 (675 пр.) и БПК "Владивосток" в строю кильватера (БПК "Владивосток" – головной) возвращались с ракетной стрельбы в базу, шли прибрежным фарватером. На БПК "Владивосток" старшим был командир 10 опэск контр-адмирал Кругликов, на К-56 старшим был заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. На подводной лодке было два командира и смешанный экипаж. Командир, который сдал подводную лодку – капитан 2 ранга Четырбок А.И., командир, который принял подводную лодку – капитан 2 ранга Хоменко Л.. Расчёт капитана 2 ранга Хоменко и проводил ракетную стрельбу. Обстановка в районе перехода была сложная: тёмное время суток, местами полосы тумана, видимость ограниченная. В 01.05 на мостике командирскую вахту нёс старший помощник командира капитан 2 ранга Петров, который был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой 675 проекта. Что делали в это время два командира и заместитель командира 26 дипл? Оба командира находились во 2 отсеке, а капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. отдыхал в каюте этого же отсека. Ниже, уважаемый читатель, Вы услышите их собственные ответы, которые они мне сообщили. В районе мыса Поворотный подводная лодка вошла в полосу тумана. На этот момент радиолокационная станция была выключена. На мостике К-56 обнаружили судно по пеленгу 270 градусов, курс подводной лодки был 250 градусов, ход где-то 10 узлов, Капитан 2 ранга Петров скомандовал: "Обе турбины реверс! Лево на борт!" Судно ударило подводную лодку в районе носовой переборки 2 отсека, который был полностью затоплен. Это было научно-исследовательское судно "Академик Берг". Помощник Командующего ТОФ контр-адмирал Корбан впоследствии рассчитал для данного столкновения четыре варианта действий старшего помощника командира капитана 2 ранга Петрова:
- Тот, который привёл к столкновению.
- К-56 и "Академик Берг" могли разойтись друг с другом в дистанции 500 метров.
- К-56 и "Академик Берг" могли разойтись друг с другом в дистанции 80 метров.
- Скользящее касание к кормовой части.
Капитан 2 ранга Петров выбрал первый вариант!
В момент дачи реверса из 2 отсека выбежали оба командира, а в момент удара из отсека успели выскочить начальник химической службы, два матроса-вестовых, заместитель командира по политической части и двое ракетчиков – гражданский и представитель ракетно-технической базы. Борьбу за живучесть во 2 отсеке возглавил командир БЧ-5 капитан 2 ранга Пшеничный Л.М., который загерметизировал кормовую переборку, что спасло подводную лодку от гибели. Вот кому должно было быть присвоено звание Героя Советского Союза или сейчас звание Героя России! Подвиг остается в веках. В отсеке погибло 27 человек. Некоторых я знал лично:
-Заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.П.
-Командир БЧ-5 капитан 2 ранга Пшеничный Л.М.
-Помощник флагманского РТС капитан 3 ранга Якус В.А.
-Начальник медицинской службы майор Климашевский В.
-Помощник командира подводной лодки капитан-лейтенант Бацуро
-Командир группы дистанционного управления старший лейтенант
Марков.
-Ракетчик со штаба флота капитан 2 ранга Логинов А.
-Старшина команды гидроакустиков мичман Семёнычев
- Фотограф мичман Донских.
Командир подводной лодки капитан 2 ранга Хоменко Л. принял решение о посадке подводной лодки на береговую отмель. В первый и последний раз в своей жизни командир БЧ-1 капитан-лейтенант Михайлов Ю. подыскивал на карте место, где посадить подводную лодку на мель, предпочтительней на песок. Это спасло подводную лодку от гибели, т.к. начал заполняться и 1 отсек. В базу подводная лодка была отбуксирована силами АСС флота на понтонах.
А вот как всё это выглядело со стороны, кто был на берегу. В середине дня 14 июня ко мне прибыл оповеститель, который мне сообщил, чтобы я прибыл в 26 дипл к 07.00 15 июня. За это время я узнал, что на подводную лодку К-56 прибыли Заместитель Командующего ТОФ вице-адмирал Маслов и командир 26 дипл контр-адмирал Вереникин И.И., подводная лодка находилась в районе мыса Поворотный, рядом с ней спасательные суда. Тела погибших достали из 2 отсека и перевезли в госпиталь, где была сделана экспертиза причины гибели. После этого 27 погибших перевезли в залив Стрелок, где у пирса поставили судно "Академик Берг, после чего сетками загрузили тела в рефрижераторную камеру судна.
15 июня в 07.00 я был в 26 дипл на совещании, Я был включён в комиссию по похоронам, мне было поручено заказать на судоремонтных заводах гробы, цинковые ящики и памятник погибшим. На заводах к этому отнеслись с пониманием и сочувствием, всё было сделано во время.
16 июня я был уже на своей подводной лодке в Чажме, которая там проходила ремонт. И вот, наконец, СС "Жигули" привёл К-56 на буксире и поставил в плавдок. В районе 2 отсека два понтона, пробоина размером в 2,5 кв. м была закрыта брезентом. На мостике К-56 стоят Заместитель Командующего ТОФ вице-адмирал Маслов и командир 26 дипл контр-адмирал Вереникин И.И., командир ПЛ капитан 2 ранга Хоменко Л. и старший помощник командира с другой ПЛ капитан 2 ранга Горохов Г.М., старшего помощника командира капитана 2 ранга Петрова увезли на судно "Балхаш", где проводила расследование комиссия под руководством Заместителя ГК ВМФ адмирала Касатонова, адмиралов Новикова и Гришанова. Мне удалось поговорить с командиром ПЛ капитаном 2 ранга Хоменко Л., который сказал мне: "Ну что? Меня тут убийцей считают? Я командовал после столкновения правильно. Я сидел в каюте 2 отсека и составлял радио. Вдруг я услышал, что дают реверс, я побежал в центральный пост, где почувствовал, что подводную лодку что-то ударило, я выскочил на мостик, но было уже поздно. Капитан 2 ранга Четырбок панически кричал о том, чтобы открыть двери между 2 и 3 отсеками и впустить людей из 2 отсека. Я ему не разрешил, поставил у дверей своих людей. Судить, наверное, будут Петрова." Потом я разговаривал с капитаном 2 ранга Четырбоком А.И., тот говорил мало: "Я стоял на командирской вахте, потом меня сменил старший помощник капитан 2 ранга Петров, а я пошёл спать, капитана 2 ранга Хоменко Л. не разбудил." Сняли брезент, картина страшная: разорван прочный корпус, рваные кабельные трассы, сломанные диваны и мебель, висит кремовая офицерская рубашка. Приехало на похороны свыше 100 человек родственников.
19 июня мне исполнилось 40 лет, в этот день мы хоронили наших товарищей. Тела погибших поместили в актовом зале дома офицеров, 25 гробов, такое впечатление, что они спят, у большинства сохранились те же черты лица, вот – вот проснуться. Двоих накануне отправили на родину по требованию родственников. В 12.30 длинная колонна родственников в сопровождении врачей двинулась к дому офицеров, они шли молча, но лучше этого никогда не видеть. Как только колонна вошла в зал, то одна мать-старушка начала издавать звук безграничного горя: " А-а-а-а-….." Сначала тихо, а потом всё сильнее и сильнее. И тут от этого звука все родственники стали кричать, плакать и стонать, что можно было от вида этого горя сойти с ума. Многих выносили в бессознательном состоянии. Потом выносили венки, ордена и гробы. Капитана 1 ранга Сучкова Л.Ф. положили на лафет, а остальных по двое на автомашины. Голова колонны входила на кладбище, а её хвост был ещё у дома офицеров. Мне пришлось задержаться, т.к. наши офицеры капитан-лейтенаты Краев и Фролов, а также несколько матросов с учебного центра должны были отправить шесть погибших на родину. Под моим руководством из зала вынесли шесть гробов через боковой выход, а затем внесли через окно в спортзал, где тела уложили в цинковые гробы, помогал нам судебный эксперт Морозов. Далее уже другие офицеры повезли эти гробы (груз 200) на родину. В 18.00 состоялись поминки. Сказали прощальные слова: «Начальник ГПУ- член Военного Совета ВМФ адмирал Гришанов, Командующий ТОФ адмирал Смирнов Н.И., командир 26 дипл контр-адмирал Вереникин И.И. и ряд других лиц. Потом помянули погибших отцы и матери. Все поступления были исключительно патриотическими. Я дивился их выдержке. Мать капитана 3 ранга Якуса потеряла мужа и двоих сыновей, этот был последним. Выступили мать, жена и старший сын капитана 1 ранга Сучкова. Оба его сына: младший тогда учился в Высшем военно-морском училище Подводного плаванья им. Ленинского Комсомола, а старший уже был старшим лейтенантом подводником, дослужится до звания контр-адмирала, станет командиром дивизии. Вот так я встретил своё 40-летие. Как и кто был наказан?
-Никого не судили.
-Были сняты со своих должностей: контр-адмирал Вереникин И.И., капитан 2 ранга Хоменко Л., капитан 2 ранга Четырбок А.И.
Теперь о гибели людей на атомной подводной лодке «Нерпа».
Подводную лодку построило ОАО «Амурский судостроительный завод».
В момент этого чрезвычайного происшествия на борту подводной лодки находился экипаж подводной лодки и сдаточная команда. Экипаж- это подводники Военно-морского флота, который возглавляет командир подводной лодки. Сдаточная команда – это представители завода и контрагенты промышленных предприятий РФ, которую возглавляет Строитель этой подводной лодки. Подводная лодка заводом не сдана ВМФ.
За эксплуатацию механизмов подводной лодки отвечает сдаточная команда.
Т.е. ситуация подобна примерам, которые я привел выше. Двоевластие, – которое является источником всех аварий, чрезвычайных происшествий и катастроф. Конечно, это не истина в первой инстанции, но, как правило, это так. ВПК очень удобно обеспечил себе льготное положение. С кого спрашивать? ВПК скажет: «С командира!!!» Ракетные и торпедные практические стрельбы, если ракета не попала в мишень – подводной лодке оценка неудовлетворительно, если торпеда утонула – подводной лодке оценка неудовлетворительно. За мою службу я не помню ни одного случая, чтобы обвинили промышленность.
На «Нерпе» личный состав обслуживал механизмы, которых ещё не принял, которые ещё доводились до ума сдаточной командой.
Кстати, если подводная лодка вышла в море на заводские испытания, то это значит, что все механизмы прошли швартовые испытания (у пирса), документация оформлена, военная приемка их приняла.
Если всё так было, то, как всё это случилось с ЛОХ?
Как поймать льва? Надо поймать зайца и бить его до тех пор, пока заяц не признается, что он является львом. То, что сейчас происходит с этим матросом, напоминает мне этот анекдот.
Начинать надо с самых верхов, не спеша разобраться:
- с правовым положением сдаточной команды и экипажа;
- с их подготовкой к плаванию на ПЛ;
- с их подготовкой к использованию средств спасения;
- с организацией швартовых и заводских ходовых испытаний и т.д.;
- скрупулезно разобраться с виновниками ЧП: промышленность, сдаточная команда, экипаж, проектант, непосредственный виновник.
Определить виновность каждого, что нужно сделать, чтобы не было подобных ЧП.
Иначе будем продолжать наступать на грабли." (с)
![[info]](http://p-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)

"На учении "Океан", в апреле-мае 1970 г. подводная лодка К-7 (675 пр.) находилась в автономном плавании на переходе в Восточно-Китайском море на подходах к острову Окинава. Командиром подводной лодки был капитан 2 ранга Хватов Г.А., а старшим на походе – заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Голубев Д.Н., который с первых дней похода запретил командиру использовать эхолот, гидролокатор и радиолокационную станцию. Командир подводной лодки принял решение идти на подходах к проливу у острова Окинава малошумной скоростью, место же уточнять по небесным светилам и иностранным радионавигационным системам. Как потом выяснилось, у командира БЧ-1 были довольно посредственные теоретические знания по радионавигационным системам и мало практического опыта по их использованию. Небо затянула сплошная облачность, исключив возможность использовать светила для уточнения места. Кроме того, командир БЧ-1, из-за своей невнимательности, стал неправильно учитывать течение Куро-Сиво, достигающее в этих местах скорости двух и более узлов. Всё это привело к значительной ошибке в определении места. Подводная лодка шла в подводном положении на остров Окинава. В отсеках услышали скрежет корпуса о грунт. По команде командира капитана 2 ранга Хватова Г.А. подводная лодка всплыла на глубину 40 метров, через десять минут скрежет повторился. После этого подводная лодка всплыла на перископную глубину, командир в перископ увидел прямо по курсу берег острова Окинава, после чего он вывел подводную лодку на чистую воду, определил место. Ошибка места составила сорок миль (74 километра). Комментарии, как говорится, излишни. Отметим только, что всё это произошло при наличии старшего на борту.
На том же учении "Океан", 11 мая 1970 г. подводная лодка К-122 (659т пр.) находилась в автономном плавании на переходе в Восточно-Китайском море.
Командиром подводной лодки был капитан 1 ранга Копьев В.Ф., а старшим на походе – заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.Ф., который приказал командиру подводной лодки произвести замер гидрологии до глубины 240 метров. Капитан 2 ранга Копьев В.Ф. вместе с командиром БЧ-1 произвели оценку района с учётом знания своего места: погружаться на глубину 240 метров было нельзя, т.к. была большая вероятность коснуться грунта. О чём и было доложено капитану 1 ранга Сучкову Л.Ф., который в ответ на доклад заявил: "Вы товарищ Копьев трус, записать в вахтенный журнал: заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. вступил в командование подводной лодкой". После чего капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. приказал погружаться на глубину 240 метров для замера гидрологии. Ещё не достигнув этой глубины, в носовой части раздался срежет – подводная лодка коснулась грунта. Уже в базе из обтекателя гидроакустической станции выгребли кучу камней, которые в дальнейшем использовались как "сувениры из заморских краёв". Самое удивительное, что при расследовании этого случая записи в вахтенном журнале не обнаружили, хотя запись была сделана. Командира подводной лодки капитана 1 ранга Копьева В.Ф., с должности сняли. Комментарии, как говорится, излишни. Отметим только, что всё это произошло при наличии старшего на борту.
В этой же дивизии на одной из подводных лодок 675 проекта при отработке задач боевой подготовки произошло несанкционированное погружение на глубину 305 метров (предельная глубина погружения 300 метров). Командир подводной лодки капитан 2 ранга Шиповников Ю.Ф., командир БЧ-5 капитан 2 ранга Надточий, а старшим на выходе – заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Голубев Д.Н. После погружения на перископную глубину произвели дифферентовку, удерживали глубину по глубиномеру №1 (диапазон 0 – 25 метров). Далее командир дал команду погружаться на глубину 80 метров, боцман отключил глубиномер №1 и стал держать глубину по глубиномеру №2 (диапазон 0 – 160 метров), но не проверил его подключение. Боцман считал его подключённым, кроме того, клапан дросселировал давление, а посему глубиномер с замедлением показывал глубину. Глубиномер № 3 был отключён (диапазон 0 – 400 метров). По глубиномеру №2 подводная лодка очень медленно погружалась, командир увеличил ход, чтобы загнать подводную лодку на глубину 80 метров, подводная лодка всё также медленно погружалась, с концевых отсеков доклады не поступали. И вот с 9 отсека рефрежираторщик доложил, что по его манометру забортной воды давление 35 атмосфер. Только тогда в центральном посту очнулись и начали действовать. Всё обошлось. Командира подводной лодки и командира БЧ-5 сняли. По флоту была разработана инструкция по использованию глубиномеров, соответствующая маркировка и надписи.
Комментарии, как говорится, излишни. Отметим только, что всё это произошло при наличии старшего на борту.
И что же? В 1983 году утонула подводная лодка К-429, одна из причин – это было отключение глубиномера центрального поста при погружении!!!
14 июня 1973 г. подводная лодка К-56 (675 пр.) и БПК "Владивосток" в строю кильватера (БПК "Владивосток" – головной) возвращались с ракетной стрельбы в базу, шли прибрежным фарватером. На БПК "Владивосток" старшим был командир 10 опэск контр-адмирал Кругликов, на К-56 старшим был заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. На подводной лодке было два командира и смешанный экипаж. Командир, который сдал подводную лодку – капитан 2 ранга Четырбок А.И., командир, который принял подводную лодку – капитан 2 ранга Хоменко Л.. Расчёт капитана 2 ранга Хоменко и проводил ракетную стрельбу. Обстановка в районе перехода была сложная: тёмное время суток, местами полосы тумана, видимость ограниченная. В 01.05 на мостике командирскую вахту нёс старший помощник командира капитан 2 ранга Петров, который был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой 675 проекта. Что делали в это время два командира и заместитель командира 26 дипл? Оба командира находились во 2 отсеке, а капитан 1 ранга Сучков Л.Ф. отдыхал в каюте этого же отсека. Ниже, уважаемый читатель, Вы услышите их собственные ответы, которые они мне сообщили. В районе мыса Поворотный подводная лодка вошла в полосу тумана. На этот момент радиолокационная станция была выключена. На мостике К-56 обнаружили судно по пеленгу 270 градусов, курс подводной лодки был 250 градусов, ход где-то 10 узлов, Капитан 2 ранга Петров скомандовал: "Обе турбины реверс! Лево на борт!" Судно ударило подводную лодку в районе носовой переборки 2 отсека, который был полностью затоплен. Это было научно-исследовательское судно "Академик Берг". Помощник Командующего ТОФ контр-адмирал Корбан впоследствии рассчитал для данного столкновения четыре варианта действий старшего помощника командира капитана 2 ранга Петрова:
- Тот, который привёл к столкновению.
- К-56 и "Академик Берг" могли разойтись друг с другом в дистанции 500 метров.
- К-56 и "Академик Берг" могли разойтись друг с другом в дистанции 80 метров.
- Скользящее касание к кормовой части.
Капитан 2 ранга Петров выбрал первый вариант!
В момент дачи реверса из 2 отсека выбежали оба командира, а в момент удара из отсека успели выскочить начальник химической службы, два матроса-вестовых, заместитель командира по политической части и двое ракетчиков – гражданский и представитель ракетно-технической базы. Борьбу за живучесть во 2 отсеке возглавил командир БЧ-5 капитан 2 ранга Пшеничный Л.М., который загерметизировал кормовую переборку, что спасло подводную лодку от гибели. Вот кому должно было быть присвоено звание Героя Советского Союза или сейчас звание Героя России! Подвиг остается в веках. В отсеке погибло 27 человек. Некоторых я знал лично:
-Заместитель командира 26 дипл капитан 1 ранга Сучков Л.П.
-Командир БЧ-5 капитан 2 ранга Пшеничный Л.М.
-Помощник флагманского РТС капитан 3 ранга Якус В.А.
-Начальник медицинской службы майор Климашевский В.
-Помощник командира подводной лодки капитан-лейтенант Бацуро
-Командир группы дистанционного управления старший лейтенант
Марков.
-Ракетчик со штаба флота капитан 2 ранга Логинов А.
-Старшина команды гидроакустиков мичман Семёнычев
- Фотограф мичман Донских.
Командир подводной лодки капитан 2 ранга Хоменко Л. принял решение о посадке подводной лодки на береговую отмель. В первый и последний раз в своей жизни командир БЧ-1 капитан-лейтенант Михайлов Ю. подыскивал на карте место, где посадить подводную лодку на мель, предпочтительней на песок. Это спасло подводную лодку от гибели, т.к. начал заполняться и 1 отсек. В базу подводная лодка была отбуксирована силами АСС флота на понтонах.
А вот как всё это выглядело со стороны, кто был на берегу. В середине дня 14 июня ко мне прибыл оповеститель, который мне сообщил, чтобы я прибыл в 26 дипл к 07.00 15 июня. За это время я узнал, что на подводную лодку К-56 прибыли Заместитель Командующего ТОФ вице-адмирал Маслов и командир 26 дипл контр-адмирал Вереникин И.И., подводная лодка находилась в районе мыса Поворотный, рядом с ней спасательные суда. Тела погибших достали из 2 отсека и перевезли в госпиталь, где была сделана экспертиза причины гибели. После этого 27 погибших перевезли в залив Стрелок, где у пирса поставили судно "Академик Берг, после чего сетками загрузили тела в рефрижераторную камеру судна.
15 июня в 07.00 я был в 26 дипл на совещании, Я был включён в комиссию по похоронам, мне было поручено заказать на судоремонтных заводах гробы, цинковые ящики и памятник погибшим. На заводах к этому отнеслись с пониманием и сочувствием, всё было сделано во время.
16 июня я был уже на своей подводной лодке в Чажме, которая там проходила ремонт. И вот, наконец, СС "Жигули" привёл К-56 на буксире и поставил в плавдок. В районе 2 отсека два понтона, пробоина размером в 2,5 кв. м была закрыта брезентом. На мостике К-56 стоят Заместитель Командующего ТОФ вице-адмирал Маслов и командир 26 дипл контр-адмирал Вереникин И.И., командир ПЛ капитан 2 ранга Хоменко Л. и старший помощник командира с другой ПЛ капитан 2 ранга Горохов Г.М., старшего помощника командира капитана 2 ранга Петрова увезли на судно "Балхаш", где проводила расследование комиссия под руководством Заместителя ГК ВМФ адмирала Касатонова, адмиралов Новикова и Гришанова. Мне удалось поговорить с командиром ПЛ капитаном 2 ранга Хоменко Л., который сказал мне: "Ну что? Меня тут убийцей считают? Я командовал после столкновения правильно. Я сидел в каюте 2 отсека и составлял радио. Вдруг я услышал, что дают реверс, я побежал в центральный пост, где почувствовал, что подводную лодку что-то ударило, я выскочил на мостик, но было уже поздно. Капитан 2 ранга Четырбок панически кричал о том, чтобы открыть двери между 2 и 3 отсеками и впустить людей из 2 отсека. Я ему не разрешил, поставил у дверей своих людей. Судить, наверное, будут Петрова." Потом я разговаривал с капитаном 2 ранга Четырбоком А.И., тот говорил мало: "Я стоял на командирской вахте, потом меня сменил старший помощник капитан 2 ранга Петров, а я пошёл спать, капитана 2 ранга Хоменко Л. не разбудил." Сняли брезент, картина страшная: разорван прочный корпус, рваные кабельные трассы, сломанные диваны и мебель, висит кремовая офицерская рубашка. Приехало на похороны свыше 100 человек родственников.
19 июня мне исполнилось 40 лет, в этот день мы хоронили наших товарищей. Тела погибших поместили в актовом зале дома офицеров, 25 гробов, такое впечатление, что они спят, у большинства сохранились те же черты лица, вот – вот проснуться. Двоих накануне отправили на родину по требованию родственников. В 12.30 длинная колонна родственников в сопровождении врачей двинулась к дому офицеров, они шли молча, но лучше этого никогда не видеть. Как только колонна вошла в зал, то одна мать-старушка начала издавать звук безграничного горя: " А-а-а-а-….." Сначала тихо, а потом всё сильнее и сильнее. И тут от этого звука все родственники стали кричать, плакать и стонать, что можно было от вида этого горя сойти с ума. Многих выносили в бессознательном состоянии. Потом выносили венки, ордена и гробы. Капитана 1 ранга Сучкова Л.Ф. положили на лафет, а остальных по двое на автомашины. Голова колонны входила на кладбище, а её хвост был ещё у дома офицеров. Мне пришлось задержаться, т.к. наши офицеры капитан-лейтенаты Краев и Фролов, а также несколько матросов с учебного центра должны были отправить шесть погибших на родину. Под моим руководством из зала вынесли шесть гробов через боковой выход, а затем внесли через окно в спортзал, где тела уложили в цинковые гробы, помогал нам судебный эксперт Морозов. Далее уже другие офицеры повезли эти гробы (груз 200) на родину. В 18.00 состоялись поминки. Сказали прощальные слова: «Начальник ГПУ- член Военного Совета ВМФ адмирал Гришанов, Командующий ТОФ адмирал Смирнов Н.И., командир 26 дипл контр-адмирал Вереникин И.И. и ряд других лиц. Потом помянули погибших отцы и матери. Все поступления были исключительно патриотическими. Я дивился их выдержке. Мать капитана 3 ранга Якуса потеряла мужа и двоих сыновей, этот был последним. Выступили мать, жена и старший сын капитана 1 ранга Сучкова. Оба его сына: младший тогда учился в Высшем военно-морском училище Подводного плаванья им. Ленинского Комсомола, а старший уже был старшим лейтенантом подводником, дослужится до звания контр-адмирала, станет командиром дивизии. Вот так я встретил своё 40-летие. Как и кто был наказан?
-Никого не судили.
-Были сняты со своих должностей: контр-адмирал Вереникин И.И., капитан 2 ранга Хоменко Л., капитан 2 ранга Четырбок А.И.
Теперь о гибели людей на атомной подводной лодке «Нерпа».
Подводную лодку построило ОАО «Амурский судостроительный завод».
В момент этого чрезвычайного происшествия на борту подводной лодки находился экипаж подводной лодки и сдаточная команда. Экипаж- это подводники Военно-морского флота, который возглавляет командир подводной лодки. Сдаточная команда – это представители завода и контрагенты промышленных предприятий РФ, которую возглавляет Строитель этой подводной лодки. Подводная лодка заводом не сдана ВМФ.
За эксплуатацию механизмов подводной лодки отвечает сдаточная команда.
Т.е. ситуация подобна примерам, которые я привел выше. Двоевластие, – которое является источником всех аварий, чрезвычайных происшествий и катастроф. Конечно, это не истина в первой инстанции, но, как правило, это так. ВПК очень удобно обеспечил себе льготное положение. С кого спрашивать? ВПК скажет: «С командира!!!» Ракетные и торпедные практические стрельбы, если ракета не попала в мишень – подводной лодке оценка неудовлетворительно, если торпеда утонула – подводной лодке оценка неудовлетворительно. За мою службу я не помню ни одного случая, чтобы обвинили промышленность.
На «Нерпе» личный состав обслуживал механизмы, которых ещё не принял, которые ещё доводились до ума сдаточной командой.
Кстати, если подводная лодка вышла в море на заводские испытания, то это значит, что все механизмы прошли швартовые испытания (у пирса), документация оформлена, военная приемка их приняла.
Если всё так было, то, как всё это случилось с ЛОХ?
Как поймать льва? Надо поймать зайца и бить его до тех пор, пока заяц не признается, что он является львом. То, что сейчас происходит с этим матросом, напоминает мне этот анекдот.
Начинать надо с самых верхов, не спеша разобраться:
- с правовым положением сдаточной команды и экипажа;
- с их подготовкой к плаванию на ПЛ;
- с их подготовкой к использованию средств спасения;
- с организацией швартовых и заводских ходовых испытаний и т.д.;
- скрупулезно разобраться с виновниками ЧП: промышленность, сдаточная команда, экипаж, проектант, непосредственный виновник.
Определить виновность каждого, что нужно сделать, чтобы не было подобных ЧП.
Иначе будем продолжать наступать на грабли." (с)