...На последнюю военно-морскую загадку.

1.


Гибель французского броненосного крейсера «Леон Гамбетта» - флагманского корабля 2-й лёгкой дивизии контр-адмирала Виктора Сенэ. Того самого Сенэ, который в 1904 г. командовал крейсером «Паскаль», находившемся в корейском порту Чемульпо в день последнего боя «Варяга»…
…27 апреля 1915 г. «Леон Гамбетта» в одиночку на шестиузловом ходу патрулировал в Отрантском проливе, находясь в 15 милях южнее мыса Санта-Мария ди Леука. Ночь была тихой и лунной, поэтому командир австрийской подводной лодки U-5 капитан-лейтенант Георг Риттер фон Трапп мог считать условия атаки идеальными. В 0.40 он выпустил 2 торпеды, обе попали в левый борт крейсера. Первая сделала пробоину в отсеке динамо-машин, вторая – в кормовой кочегарке. Освещение погасло, крейсер потерял ход и начал быстро крениться. Радиостанция вышла из строя… По утверждению официальной французской истории войны на море, на борту крейсера царило спокойствие. По приказу командира крейсера экипаж перешёл на правый борт, чтобы уменьшить крен. Вопреки выложенной мной иллюстрации, спустить удалось только 1 шлюпку, в которой поместилось 108 человек. По другим сведениям, матросы в панике сразу бросились к шлюпкам, и адмирал с мостика в мегафон крикнул: «Не нужно так спешить! Все шлюпки будут ваши, мы все остаёмся». Так или иначе, но все офицеры крейсера погибли вместе с кораблём. Через 20 минут после торпедирования «Леон Гамбетта» перевернулся и затонул. Адмирала и командира корабля 1 ранга Андрэ в последний раз видели стоящими на мостике.

Лишь утром шлюпка сумела добраться до берега. Из Бриндизи в Таранто сразу вышли 2 итальянских эсминца и 2 миноносца. Они подобрали ещё 29 человек, цеплявшихся за обломки. Из воды также подняли 59 трупов, в том числе и адмирала Сэне. Вместе с крейсером погибли 684 человека…


2.


Гибель 15 марта 1915 г. германского бронепалубного крейсера "Дрезден"... "Дрезден" был последним уцелевшим после побоища 8 декабря 1914 у Фолклендов кораблём знаменитой Kreuzergeschwader - крейсерской эскадры вице-адмирала графа фон Шпее. За "Дрезденом" гонялись по южной Атлантике все британские корабли от Монтевидео и до мыса Доброй Надежды. Гонялись 3 месяца и никак не могли отыскать!..

...Наконец англичанам повезло. Адмиралтейство расшифровало телеграмму немецкого агента, в которой говорилось, что 5 марта «Дрезден» будет встречаться с угольщиком в 300 милях западнее Коронеля. Утопающий хватается за соломинку, и англичане отправили крейсер «Кент» для проверки этого сообщения, хотя надежды были более чем призрачными. "Кент" прибыл в указанный район только 7 марта и ничего не нашел. Однако на следующий день британский крейсер заметил противника. Это оказался не угольщик, а сам «Дрезден». Хотя британский крейсер развил скорость 21 узел, "Дрезден" под командованием корветен-капитана Людеке ушел от погони.

Тем временем к поискам неуловимого немца присоединился британский вспомогательный крейсер «Орама», решивший осмотреть остров Мае-а-Тиера в архипелаге Хуан-Фернандес. Но тут командир крейсера "Глазго" каперанг Джон Люс перехватил еще одну радиограмму немцев, в которой говорилось, что «Дрезден» ожидает угольщик на главном острове архипелага Мас-а-Фуэра. Германский крейсер действительно бросил якорь в бухте Камберленд 9 марта в 8.00. Чилийский губернатор поднялся на борт крейсера и сообщил Людеке, что тот может находиться здесь не более 24 часов. Людеке ответил, что просто не сможет выйти в море, так как в бункерах «Дрездена» осталось всего 100 тонн угля. Этой же ночью пришла радиограмма из Берлина: «Его Величество кайзер оставляет на ваше усмотрение спуск флага» (то есть интернирование). Для Людеке этого было достаточно. Он сообщил губернатору, что будет дожидаться прибытия чилийского военного корабля, чтобы покончить с формальностями. Однако при этом он отказался вывести из строя машины «Дрездена». 12 марта он отправил на паруснике 4 офицеров в Вальпараисо, чтобы те смогли избежать интернирования. На рассвете 14 марта «Глазго» и «Орама» подошли к острову с запада, а «Кент» приблизился с востока. Они увидели «Дрезден», стоящий под самым берегом в бухте Камберленд. Люс в свое время спасся после гибели эскадры Крэдока у Коронеля, и его действия в бою у Фолклендов вызвали резкое неудовольствие Стэрди, так как именно он позволил «Дрездену» скрыться. Поэтому сейчас он не колебался и немедленно забыл всякие пустые бумажки, вроде международных законов. Люс помнил приказ Адмиралтейства: «Целью является уничтожение, а не интернирование». В 8.50 «Глазго» подошел на расстояние 8400 ярдов и открыл огонь и добился попаданий первыми же двумя залпами. Единственное, что сделал Люс — это удостоверился, что здания чилийского поселка не находятся на линии огня. «Дрезден» вполне мог согласиться на почетную капитуляцию, но это противоречило германским традициям. Когда в бой вступил «Кент», Людеке открыл ответный огонь. Однако германский крейсер стоял на якоре, и его тактическое положение было просто безнадежным. Через 3 минуты он получил серьезные повреждения, и Людеке поднял белый флаг.

Германский экипаж начал покидать корабль, и Люс приказал прекратить огонь. Он решил дождаться катера с парламентером для переговоров. Существуют две версии того, что произошло на борту «Глазго» после прибытия лейтенанта Канариса (да-да, того самого Вильгельма Франца Канариса, который в 1935-м станет главой германской военной разведки - абвера, а 9 апреля 1944 г. будет повешен как один из участников заговора против Гитлера). Немцы утверждают, что Канарис протестовал против нападения в нейтральных водах. По его заявлению, «Дрезден» не мог выйти в море из-за повреждения в машинах. На это Люс ответил, что имеет приказ уничтожить германский крейсер, где бы он не находился, а вопросы международного права пусть рассматривают правительства. Он спросил, спустил ли «Дрезден» флаг, на что Канарис ответил, что флаг все еще поднят на флагштоке. Английская версия говорит, что Канарис протестовал против нападения на том основании, что «Дрезден» интернирован. Люс ответил, что это неприкрытая ложь, и что он требует безоговорочной капитуляции.

Какая именно версия ближе к истине, не имеет значения. Людеке отправил Канариса на переговоры с единственной целью — выиграть время для уничтожения крейсера. Он не мог допустить, чтобы «Дрезден» попал в руки англичан. Пока Канарис препирался с Люсом, Людеке свез на берег всю команду. В 10.45 со страшным грохотом взорвался носовой погреб «Дрездена». Британские крейсера подошли на расстояние одной мили, чтобы пронаблюдать за гибелью «Дрездена». Германская команда, стоя на берегу, разразилась радостными криками, видя гибель своего корабля. Но то же самое сделали и английские команды. «Дрезден» затонул под двумя флагами — белым и германским.

8 человек из команды «Дрездена» погибли, 16 были ранены. Так как на острове не было госпиталя, Люс благородно отправил их в Вальпараисо на борту «Орамы», не настаивая на интернировании. Людеке и остальным немецким офицерам пришлось дожидаться прибытия чилийского военного корабля, который перевез их в лагерь для интернированных. Впрочем, порядки там были довольно мягкими, и многие немцы сумели бежать. Первым стал, конечно же, лейтенант Канарис. Международный скандал утих довольно быстро. Британское правительство указало, что «Дрезден» неоднократно нарушал чилийский нейтралитет, поэтому капитан 1 ранга Люс был вынужден также нарушить его. Тем не менее, правительство Его Величества искренне сожалеет о происшедшем. Извинения были приняты, и на этом одиссея эскадры адмирала фон Шпее завершилась.

3.


Гибель русского броненосного крейсера "Паллада". ...11 октября 1914 г. находившаяся в дозоре 1-я бригада крейсеров Балтфлота должна была закончить патрулирование, а ей на смену к устью Финского залива вышла 2-я бригада.

Крейсера «Богатырь» и «Олег» направились в Лапвик, где сменили крейсера «Адмирал Макаров» и «Громобой». «Россия» и «Аврора» пошли на смену «Баяну» и «Палладе». Именно с этими кораблями и столкнулась немецкая подводная лодка U-26 капитан-лейтенанта фон Беркгейма. Для сопровождения своих крейсеров был выделен эсминец «Новики». В 8.15 фон Беркгейм, находившийся севернее острова Оденсхольм, заметил дымы нескольких кораблей. U-26 спешно погрузилась и направилась навстречу русским кораблям. Вскоре стали видны 2 крейсера в сопровождении эсминца, однако они прошли на расстоянии 3 миль от U-26, которой не удалось их атаковать. Это были «Россия» и «Аврора».

Однако фон Беркгейм решил не спешить и остался в этом же районе. Его надежды оправдались. В 10.30 на западе показались еще 2 крейсера, которые шли прямо на лодку. На правом траверзе крейсеров держался большой эсминец. Это был «Новик». U-26 снизила скорость и повернула вправо, чтобы выстрелить из кормового аппарата.

В 11.10 фон Беркгейм с дистанции 500 метров выпустил торпеду по головному крейсеру. Она попала в среднюю часть корабля, последовал страшный взрыв. В перископ командир лодки успел заметить, как падают трубы тонущего крейсера. Но тут эсминец открыл огонь по перископу, и U-26 была вынуждена погрузиться на 20 метров. Дальнейшие попытки фон Беркгейма атаковать эсминцы, присланные для спасения команды «Паллады», успеха не имели.

Броненосный крейсер «Паллада» погиб со всем экипажем (более 570 человек). По свидетельствам очевидцев, крейсер просто разлетелся в пыль. Когда опал столб воды и дыма, от «Паллады» не осталось ничего. На поверхности моря плавали какие-то деревянные обломки, койки, обрывки спасательных поясов. Все деревянные предметы, даже самые маленькие, были расщеплены на мелкие кусочки, что свидетельствовало об ужасной силе взрыва...

Так или иначе, но потеря "Паллады" стала настоящим шоком для комфлота Балтийского моря адмирала Н.О. фон Эссена. Царившее в штабе Балтфлота полное наплевательство в отношении ПЛО сменилось тотальной озабоченностью. Все активные операции флота к западу от устья Финского залива были немедленно свёрнуты. Корабли попрятались по базам. На заводы немедленно ушла заявка на разработку и производство "ныряющих снарядов", а также прочей противолодочной экзотики.

Из порождённого гибелью "Паллады" ступора Балтфлот вышел далеко не сразу...
---
Всё. Пошёл открывать комменты к посту-загадке, дабы каждый смог оценить меру чужой мудрости. Или - глупости... ;)

@темы: флот, Вахтенный журнал стареющего пирата