Банальность, но понадобилось проговорить (для одного разговора).
Слово «мораль» обозначает не одно явление, а два. Они не просто разные, а в чём-то даже противоположные.
«Мораль» в первом смысле – это очень простая штука. Это, условно говоря, «то, что проповедуют бедным». А также угненённым, обделённым, униженным и т.п. Суть этой морали – в покорности «Богу и обстоятельствам», под которыми понимается воля сильных и успешных. Разумеется, эта покорность проповедуется не прямо, и ни в коем случае не «одним куском», а по частям. Не делай того-то, не суйся туда-то, и не позволяй такому же, как ты, делать и соваться.
И есть другая мораль. Ей следуют богатые и сильные, если они хотят таковыми оставаться. Это система самоограничений. Не применяй такие-то приёмы борьбы, если не хочешь лишиться всего. Давай оборотку на то-то и прощай это. Не позволяй другим делать того-то. И т.п.
Самое интересное, что очень многие императивы морали-1 и морали-2 совпадают. Всякие «не укради», «ни убий», «почитай родителей» и т.п. Правда, под «красть», «почитать» и даже «убить» в обоих случаях понимаются несколько разные вещи, но всё-таки.
И тем не менее, несмотря на внешнее сходство, это разные системы. Разница тут – как между хроническим недоеданием и сбалансированной диетой. В обоих случаях «голодновато» и «поясок затянуть приходится», вот только смысл и последствия очень разнятся.
Тут ещё имеются два обстоятельства, которые стоит упомянуть.
Во-первых, низшие любят отождествлять себя с высшими, хотя бы в чём-нибудь. Вообще, общество во многом держится на фантазиях, особенно общество иерархическое. Люди без воображения не могут быть хорошими рабами. Хороший раб – фантазёр, причём обычно он фантазирует одновременно о том, как перевешать всех господ, и о том, как хорошо самому быть господином… Это, впрочем, отдельная тема. Но, так или иначе, низшие готовы дорого платить за ощущение хоть какой-то причастности к верхушке. Каковая, в тех случаях, когда ей это выгодно, им это позволяет. Это касается и морали – на чём особенно любят играть. «Вы посмотрите, во что верят почтенные джентльмены, оттого-то они такие почтенные».
И ещё одно. Мораль-2 – это именно для тех, кто хочет удержаться на определённом уровне. Впрочем, обе системы держат человека, только одна - внизу, а другая наверху. Но для того, чтобы подняться, нужно что-то совсем третье.
)(
Слово «мораль» обозначает не одно явление, а два. Они не просто разные, а в чём-то даже противоположные.
«Мораль» в первом смысле – это очень простая штука. Это, условно говоря, «то, что проповедуют бедным». А также угненённым, обделённым, униженным и т.п. Суть этой морали – в покорности «Богу и обстоятельствам», под которыми понимается воля сильных и успешных. Разумеется, эта покорность проповедуется не прямо, и ни в коем случае не «одним куском», а по частям. Не делай того-то, не суйся туда-то, и не позволяй такому же, как ты, делать и соваться.
И есть другая мораль. Ей следуют богатые и сильные, если они хотят таковыми оставаться. Это система самоограничений. Не применяй такие-то приёмы борьбы, если не хочешь лишиться всего. Давай оборотку на то-то и прощай это. Не позволяй другим делать того-то. И т.п.
Самое интересное, что очень многие императивы морали-1 и морали-2 совпадают. Всякие «не укради», «ни убий», «почитай родителей» и т.п. Правда, под «красть», «почитать» и даже «убить» в обоих случаях понимаются несколько разные вещи, но всё-таки.
И тем не менее, несмотря на внешнее сходство, это разные системы. Разница тут – как между хроническим недоеданием и сбалансированной диетой. В обоих случаях «голодновато» и «поясок затянуть приходится», вот только смысл и последствия очень разнятся.
Тут ещё имеются два обстоятельства, которые стоит упомянуть.
Во-первых, низшие любят отождествлять себя с высшими, хотя бы в чём-нибудь. Вообще, общество во многом держится на фантазиях, особенно общество иерархическое. Люди без воображения не могут быть хорошими рабами. Хороший раб – фантазёр, причём обычно он фантазирует одновременно о том, как перевешать всех господ, и о том, как хорошо самому быть господином… Это, впрочем, отдельная тема. Но, так или иначе, низшие готовы дорого платить за ощущение хоть какой-то причастности к верхушке. Каковая, в тех случаях, когда ей это выгодно, им это позволяет. Это касается и морали – на чём особенно любят играть. «Вы посмотрите, во что верят почтенные джентльмены, оттого-то они такие почтенные».
И ещё одно. Мораль-2 – это именно для тех, кто хочет удержаться на определённом уровне. Впрочем, обе системы держат человека, только одна - внизу, а другая наверху. Но для того, чтобы подняться, нужно что-то совсем третье.
)(