В книге Ребекки Вест The Fountain Overflows (очень, очень, очень хорошей!) есть пассаж, в котором мать объясняет дочке, что она неправильно играет одно место у Бетховена:
...Я попробовала сыграть сонату в ре мажор Бетховена (op. 10), и когда я добралась до двадцать второго такта первой части, мама восликнула: "Роза, ты играешь, как идиот. Ты забыла, как я тебя учила - ты должна там сыграть верхнюю фа диез, хоть она и не написана. Бетховен не написал ее, потому что она не помещалась в пианино его времени, но он ее слышал, слышал в голове и значит ты не поняла ни одной ноты из всего, что ты играла, раз ты не знаешь, что это то, что он слышал".

Английский оригинал:

...I tried the third number of Beethoven's Sonata in D major (Op. 10), and when I got to the twenty-second measure of the first movement, [my mother] cried, "Rose, you are a musical half-wit. You have forgotten what I told you, you must supply the high F sharp there though it is not written. Beethoven did not write it because it was not in the compass of the piano as he knew it, but he heard it, he heard it inside his head and you cannot have understood one note of what you have been playing if you do not know that that is what he heard. "

Прошу помощи публики (я музыкальный идиот). Это правда, что там действительно у Бетховена нет фа-диез, но "все знают", что он ее имел в виду, и играют? И еще - если это правда, то в записи Бетховена просто нет этой ноты, или есть, но это обычная фа? (оригинал можно понять и так, и этак). И насколько это обычное дело, такое посмертное вставление "точно правильных" нот, есть ли еще примеры такого?



@темы: Failing better