Зло похоже на вирус гриппа: оно изменчиво. Оно всегда готово вывернуться наизнанку.

В частности, оно отлично умеет овладевать механизмами, придуманными для борьбы с какими-то старыми формами зла. Овладевать и приспосабливать для своих текущих нужд.

Ну например. Сейчас одним из самых омерзительных явлений в России является так называемый «антифашизм». То есть использование риторики, созданной шестьдесят лет назад для унасекомливания вполне реального фашизма. Сейчас эта риторика используется законченными мерзавцами для подавления – отнюдь не только словесного - русского национально-освободительного движения. Которое гнобится и душится под крики «наши деды воевали».

Это надо учесть на будущее. В том плане, что ЛЮБАЯ ссылка на «дедов» - ЗАВЕДОМО не должна приниматься во внимание.

Если переводить дело в практический план – я бы установил порог в 50 лет. Ссылка на идеологические конструкты, произведённые ранее этого срока, не должны рассматриваться. Во всяком случае, в практическом плане.

Это не исключает «возвратных эпидемий». Например, идеи, которые опустошили мир тысячу лет назад, могут вновь овладеть массами. И с этими идеями надо бороться. Но - без ссылок на исторический опыт. Потому что он ЗАВЕДОМО нерелевантен. Мы живём в ДРУГОМ мире. В котором то, что позавчера было плохо, может оказаться хорошим, и наоборот. То есть всё нужно доказывать ЗАНОВО.

Да-да, это касается и «красно-белой» полемики. Допустим, большевики были худшими из людей, которых только знала история. Допустим, говорю. Но это отнюдь не отменяет вопроса о собственности на средства производства. Или, кстати, спокойного и незаинтересованного изучения достижений советской власти– не признавать которые было бы так же глупо, как не признавать её преступления.

)(